WEB-ZINE

 DISTRO

 

НОВОСТИ  |  АНОНСЫ

  • Новости !!!
  •  
  • Анонсы
  •  
  • Обзоры
  •  
  • Интервью
  •  
  • Рецензии
  •  
  • Наши друзья
  •  
     

     ОБЗОРЫ


    "СуперАлиса против ЭлектроШайтана"

    Кроме православного рока у нас теперь есть исламский синтипоп.

    Так называется программа, с которой СуперАлиса выступает в компании своего напарника, облачённого в костюм, призванный изображать инопланетянина (Альберто Дель Космико, победитель конкурса танцоров верхнего брейка "Черёмушки 86" -пресс-релиз).

    Презентация дебютного альбома "электро-поп дивы СуперАлисы", как её именует пресс-релиз, "Tatarstan Super Good" собрала почти полный зал столичного клуба "16 тонн" вечером 16 сентября.

    Как понятно уже из сценического имени, Алиса явно не страдает комплексами и скромностью, что подтвердило высказанное её на пресс-конференции желание продавать свои диски многомилионными тиражами. Желание, на мой взгляд, неоправданно амбициозное, впрочем, судите сами.

    Концерты Алисы производят неоднозначное впечатление, вполне соответствующее, тем не менее, духу постмодерна. Гимны Татарстану и проповедь исламских ценностей в сочетании восхищением НЛО, НТР и ЭВМ на фоне простеньких электронных ремиксов в исполнении полностью закутанной в хиджаб девушки - о времена, о нравы…

    На сценическом образе певицы стоит остановиться подробнее.

    Процитируем пресс-релиз СуперАлисы: "Обязательным условием (!) её сценического костюма является соблюдение аурата, согласно которому мусульманка оставляет открытыми только лицо и кисти рук. Гардероб певицы украшают паранджи расцветкой "под леопарда", цвета фуксии, из мекканского шёлка…".

    На пресс-конференции Гюльчатай таки открыла своё смуглое личико и с удовольствием позировала фото- и видеокамерам, зато на время выступления закуталась полностью, и даже импровизированую игру на детской игрушечной гитаре она умудрялась проделывать так, что не было видно даже кистей рук.

    Зато кадры видеоклипа на песню "ЭВМ" показали нам другую ипостась Алисы - вполне современная девушка с модной причёской и в дорогой шубе вместо хиджаба танцует с разными мужчинами и всеми способами демонстрирует свою любовь к электронно-вычислительной технике, а на некоторых кадрах она танцует с сигаретой в руке. Это после того, как в своих "Полезных советах" она призывает слушателей не курить!?

    Думаю, стоит процитировать слова:

    "Я СуперАлиса, татарская певица,
    Танцуйте, если на месте не сидится.

    Полезные советы я вам здесь пропою:
    Не пейте алкоголь и не кушайте свинью.

    Запомните - пока танцуют ноги,
    Надо думать часто о Великом Боге.

    Смотрите, не сбивайтесь с правильной дороги,
    Думайте всё время о Едином Боге"

    Потом тоже самое по-татарски, потом русский повтор, а заканчивается композиция под названием "Мин СуперАлиса" ("Я СуперАлиса") первой половиной шахады: "Ля ильаха иль алла". После этого на фонограмме звучат овации.

    Татарская тема - один из двух основных мотивов (второй - НТР), не считая ислама, в творчестве певицы. Причём как по содержанию, так и по форме - и отдельные композиции, и текстовые блоки некоторых песен на татарском языке. Пишет ей их мама-программист (может, в этом и кроется причина такой трепетной любви к НЛО и ЭВМ?).

    Ещё одна любопытная песенка - "Tatarstan Super Good", давшая название дебютному альбому СуперАлисы.

    По-другому её можно назвать "Жизнь Замечательных Татар".

    В припеве перечисляются великие известные татары: "Ментимир Шаймиев, Рудольф Нуриев, Губайдуллина Софья, Ренат Ибрагимов, Алсу, Марат Сафин, Лар Дасаев, Ренат, Хамат ви Чулпан" - кажется, никого не забыл. Сей гимн великим людям родного Татарстана, читавшийся речитативом, к сожалению, не смог удовлетворить возникшего любопытства - текст самой песни был на татарском.

    Видеоряд к этой композиции представлял собой нарезку из разных фотографий воспеваемых земляков в разных сочетаниях. Интересно, получает ли Алиса бонусы от татарского правительство за его популяризацию?

    Видеоролики, снимаемые для Алисы "мужем - кинофантастом (пресс-релиз)" , в основном, состоят из видеозаписи их же собственных концертов, а также нарезка из различных фольклорных и патриотических кадров - виды Татарстана, государственная символика, женские украшения, надписи на татарском и арабском, даже имя Аллаха, кажется, промелькнуло.

    Особо умильны песенки про научно-технический прогресс - "Ди-джей", "ЭВМ", "Роботлар" (по-татарски - роботы), во всяком случае, то, что было по-русски - "это мой мир, мир микросхем…".

    Куда там тоталитарные секты! Вот мэссэдж СуперАлисы - Аллах, Татарстан, микросхемы, НЛО…

    Умиляли песенки своей детской непосредственностью - да и моей тоже, так как воспоминания о последних остатках моды на "НТР", "НЛО", "Освоение космоса" и тому подобные рецидивы деградирующей советской науки и партийной пропаганды относятся аккурат к моему детству - в период юности уже вовсю расцвели всевозможные ведьмы, шаманы, маги, гадалки и тому подобное мракобесие. Но об этом у Алисы ни-ни - ислам, как известно, никоим образом не приемлет всю эту чертовщину, а вот развитие наук, познание человека, окружающего мира - святое дело. И совершенно не важно, что в искусстве это выглядит в лучшем случае как несколько запоздавшая ностальгия по совку (последняя волна этой моды уже в прошлом), а в худшем - как коммерчески невыгодный ход.

    Хотя чем шайтан… прошу прощения, Аллах, не шутит…

    Кроме НЛО, ЭВМ (признаюсь, до Алисы эту аббревиатуру я встречал последний раз лет десять назад в школе), поисков внеземного разума и прочих рецидивов позднесовесткой эпохи, Алиса очень тепло относится к генетике. Клип на одноименную песню демонстрирует ДНК в разных ракурсах, а в тексте Алиса прямо говорит о своём, мягко говоря, не совсем исламской позиции по вопросу клонирования:

    "Теперь возникла новая идея -
    проблему клонов наконец решить;
    Чтоб стало человечество умнее,
    Гениев всех надо разом оживить".

    Вот к чему приводит вроде бы исламская идея о развитии образования, науки, прогрессе…к совсем неисламским идеям, да и другие нормальные традиции совсем не приветствуют идею клонирования…

    Ну и в заключение несколько слов о музыке.

    Ставший хрестоматийным вопрос о "столь большом количестве римейков в творчестве" я задавать не буду, просто почитаем (и прокомментируем) пресс-релиз.

    Он информирует нас о том, что "СуперАлиса в поисках новой гармонии соединяет в своих футуристических песнях…" - ну, об этом я уже писал.

    Может, лет двадцать назад они кому-нибудь и показались бы футуристичными (или так плохо обстоят дела в современной татарской провинции?), но лично мне они напомнили лишь бессмертные хиты питерской группы "НОМ" - "Перфокарты", "Цыган и микросхемы", "Случай в пионерской комнате"… лучшей сатиры на советскую реальность я не встречал.

    Хотя нет, вот теперь и СуперАлиса появилась.

    Стоп…кто там ещё инопланетян поминал? Да много кто, но опять же в перестроечную и постперестроечную эпоху, всё на той же волне пресловутой моды на "бисовщину", и всё это были однодневные шлягеры, типа той песни про домового ("проводил бы лучше девушку домой…"). Из недавнего прошлого вспоминается лишь "Инопланетянин" группы "Ленинград", альбом "Пуля", кажется…

    Помните: "…не по нраву Михаилу отвратительный урод…"?

    Лично мне такой подход к "зелёным человечкам" больше импонирует, и эстетически (даже несмотря на то, что говнорок - всё лучше, чем sheet электропоп), и мировоззренчески - ну не верю я, что "посланцы космического разума" так горят желанием облагодетельствовать несчастных и глупеньких землян, не верю.

    Традиция, кстати, тоже. Инопланетяне приравниваются ей к проявлению бесовских, демонических сил, несущих человечеству атеизм и сатанизм под эгидой научно-технического прогресса…

    Однако продолжим.

    "…татарские народные мелодии, основанные на пентатонике…"

    вот уж чего-чего, а народных мелодий, каких бы то ни было, я там меньше всего обнаружил.

    Может, сказывается отсутствие музыкального образования, хотя по роду деятельности приходится иметь дело с мелодиями самых разных народов, в том числе тюркских в целом и татарских в частности. Нда-с….

    "…Супер Алиса всё время экспериментирует с различными музыкальными стилями (от техно до индастриала)…"

    Ага, вот техно, к примеру, местами напоминает раннюю "Технологию", причём сравнение в пользу "Технологии", разумеется - хоть последняя и калькировала "Депеш Мод", но всё-таки с большим профессионализмом, оригинальностью и драйвом, и отчасти благодаря этому композиции "Технологии" действительно становились хитами. "…жёсткие танцевальные ритмы…"

    Насчёт танцевальных ритмов…собственно, тоже, что с техно и с текстами - если это всё-таки танцевальные ритмы, то, вероятно, для андроидов или киборгов, с меньшей вероятностью - для "зелёных человечков", и уж совсем на худой конец для обкурившегося или перебравшего СПИДов провинциального подростка, пришедшего на дискотеку отдохнуть от тяжёлой трудовой недели.

    Собственно, самим Алисе и Альберто и этих ритмов для танцев не нужно - они прекрасно себя чувствовали и без фонограммы, когда вырубили звук на середине композиции про НЛО.

    Очень жаль, кстати, потому что это была единственная вещь, начало которой хотя бы приятно слышать - это я про тот самый помянутый релизом индастриал, хотя тоже, похоже, римэйк…:)

    Как всегда, короче, на самом интересном месте…

    "…сама пишет все песни и музыку…"

    Так сама или мама-программист?

    Знаете, что я подумал?

    Что пишет на самом деле компьютер мамы-программиста, очень уж простые, наивные, правильные и стерильные тексты получились…Жаль, из-за незнания языка не смог оценить татарскую составляющую.

    А закончился концерт…как вы думаете, чем?

    "Полезными советами". Про свинью и Единого Бога, правда, уже не говорилось, и общее впечатление было как от…правильно, морально-этических ценностей советского обывателя.

    И поклонника "зелёных человечков", кстати, тоже. Ну, есть такой тип людей, с блеском в глазах и пеной у рта (вариант - вздыхающих и закатывающих глазки) говорящих о:

    "всемирном заговоре", "космическом разуме", "Эре Водолея", "здоровом образе жизни", "единстве всех религий", "Махатмах Шамбалы", "очищении организма", "духовных практиках", "энергетических потоках" - нужное подчеркнуть (вы можете выбрать несколько вариантов :).

    Судите сами:

    "Не курите табак" (марихуану, стало быть, можно?), "Не пейте спиртные напитки", "Не мусорьте", "Улыбайтесь", и т.д., и т.п.

    В заключение - риторический вопрос. Какую природу имеют явления, подобные СуперАлисе - популяризация татарского народа и проповедь исламской идеи, наивные позднесоветские рефлексии или замаскированный сатанизм последних времён?

    Репортаж: Алексей Белов


     НАЗАД


    События


    Наши партнеры


    Статистика

    • Обзоры : 9
    • Интервью : 5
    • Рецензии : 15
    Design: Rusha
    web-mastering: Sol Ater