WEB-ZINE

 DISTRO

 

НОВОСТИ  |  АНОНСЫ

  • Новости !!!
  •  
  • Анонсы
  •  
  • Обзоры
  •  
  • Интервью
  •  
  • Рецензии
  •  
  • Наши друзья
  •  
     

     ОБЗОРЫ


    SТЫК-2004 / 15-18 декабря / Москва, Дом Ханжонкова

    Фестиваль S-тык. "Сверхлюбительское кино, кино для зрячих" - информация на флаерах, бьющая прямиком в сердце любого никогда непризнанного гения и дилетанствующего мечтателя. Темные тона и подозрительно знакомый по ранним альбомам Ника Кэйва приторный запах бесовской серы - обещание чумного карнавала болезненной подпольной пассионарности и жестких ломок пресловутой долины смерти ведущей прямиком к Спасению. Фестиваль S-тык - городская легенда переходящая подобно триеровскому эпидемику сквозь сны и наркотрипы московской люмпен-интеллигенции, в те редкие моменты, когда клочья диониссийского винного тумана воспаряют над вечно немытыми полами подмосковных поэтических притонов. Говоря проще, фестиваль S-тык проводится с 1996 года. Концепция фестиваля - "гениальное дилетантство". Независимое кино должно быть независимо от денег, студий и продюсеров - Золотые Тельцы пускай пасутся на щедрых полях организованного проката. И главное, независимое кино должно быть независимо от всяческих понятий "профессионализма", "образования" и прочих мелких веточек связывающих искусство с массивными ветвями государственного программирования. В манифесте Sтыка за 2004 год организатор Сергей Сальников упирает на то, что такие знаковые персоналии как Дэвид Линч и Питер Гринуей никогда не получали режиссерского образования. Sтык - своего рода поле, на котором из общей биомассы культурных явлений современности пытаются вычленить скромную вспышку очередной сверхновой. Ловля рыбы на тоненькую удочку посреди широкой, но загаженной химическими отходами реки. Малобюджетные любительские работы - основа и костяк репертуара. Звезды и любимцы фестиваля - нашумевший крестоприбивец Олег Мавроматти, мрачная шактистка Света Баскова (Зеленый Слоник, Пять бутылок водки) и не менее прославленный Владимир Епифанцев (Дрема).

    На этот раз, организаторы фестиваля решили порадовать обитателей столичного базара - новыми шедеврами от ссыльного художника Олега Мавроматти, очередными фрагментами из нового фильма В.Епифанцева, а также партийным анархо-классицизмом от Национал-Большистской Партии. В этом обзоре я не стану описывать все фильмы представленные на фестивале. Открытые двери зала, возможность курить и бухать, не отрываясь от непосредственного процесса визуального потребления - все это часть задумки и концепции фестиваля. Посему не обессудьте - частично пропущенная программа - небольшая цена за полностью пережитую атмосферу панк-сейшена на ниве сверхлюбительского кино.

    Первая из просмотренных мною короткометражек ("Jour/nuit c'est la valise d'amour") впечатлила. Эдакий ритм унд нойзовый саундтрек, видеорядом - смесь уорхоловского поп-арта, элементов конструктивизма и банальных уличных пейзажей. Все это разогнано в несколько скоростей в диких психоактивных бликах. Что здесь можно сказать? Сетчатка и радужка прошли тест на взаимосовместимость и совместимость с экраном - начало положено. Далее последовало упомянутое вливание внутрь атмосферы фестиваля (с целью подготовки к лоботомическим шедеврам Олега Мавроматти).

    "Ультрафутуро манифест" от Олега Мавроматти - первое впечатление, "раз уж вы манифестируете реальную боль, как мерило художественного акта - извольте взяться за бензопилу, а подобный софткор оставьте романтичным девочкам из готической тусовки". Девочка, зашивающая себе влагалище под рассуждения о целях и задачах современного искусства, сам Мавроматти подставляющий спину под паяльник. Качество съемки, которое не позволит себе даже замшелый режиссер привокзального снафф-муви. Все это оставляет впечатление бессилия, полнейшего экзистенциального бессилия, которое выливается в бессмысленные истероидные вспышки маньячным паяльником и в итоге захлебывается волной собственной пошлости. Рассуждения о целях искусства доводят происходящее до полного абсурда, в пространстве которого люди похожи на зомби, переживших насильственную трепанацию с помощь станковой бор-машины. На любом индийском религиозном празднике и даже на гламурной бдсм тусовке можно увидеть и более занятные экзерсисы и издевательства над податливой человеческой плотью. Спасает лишь то, что суть не в действиях, а в концепции этими действиями иллюстрируемой. И здесь оказывается, что не так прост этот товарищ Мавроматти. Впечатление второе, иное и более справедливое. Фильм заканчивается саундом в стиле раннего Крафтверк и собственно футуристическим манифестом - вечными для футуризма мечтами об андрогинном и перерожденном постчеловечестве. Провозглашаемая андрогинность будущего заставляет вспомнить известного индустриального музыканта Дженесиса Пи-Орриджа, который в подтверждение своему манифесту сделал операцию по частичному изменению пола. Так вот, содержание фильма Мавроматти объясняется его манифестом, который раздавали при входе всем желающим. Манифест (почти по тексту) - провозглашение стремления к трансгуманизму (post-homo-sapiens-situation), преодоление вещественности мира, трансформация света и соответственно отрицание всех теневых, лживых и иллюзорных аспектов, к которым (по причине своей априорной лживости) относится и кино. Противоречие фильма об иллюзорности кино разрешается стремлением несовершенства обреченного на ад постоянно приносить себя в жертву во имя грядущего рая - явный христианский подтекст. Но довольно странный, даже еретический. Увидев, на второй день фестиваля, обращение Мавроматти к общественности я понял, что он безумно напоминает мне персонажа по имени Рулон. Он же - блистательный Состилиан Секорийский, трэш-эзотерический гуру всех времен и народов, автор книги "Путь Дурака", ныне скрывающийся от уголовного преследования за организацию секты "Новая Шамбала". Олег Мавроматти - эдакий пророк, на уровне где стирается грань между святостью и безумием, тантрист в порыве экстаза протыкающих себя ритуальными шипами, вещающий об утопии, которая на деле обращается эсхатологией. Юродивый, живущий под псковским мостом, который один осмелится сказать царю "что же ты пьешь кровь христианскую?". По-вашему это звучит высокопарно и неправдоподобно? Мне тоже так кажется, но хочется верить. Манифест заканчивается такими словами: "И умирая, не посмею как Якоб Беме сказать: иду прямо в рай, но скажу: иду прямо в ад, ибо сие есть мой выбор и жертва моя во имя Нового Мира и вечного Бога!". Хочется верить, что он действительно отправится прямиком в ад, а не свернет подобно многим в позорное и двусмысленное чистилище.

    Продолжаем возлияния и приобщение к атмосфере фестиваля. Внимание! Внимание! А теееперь в десятый раз на арене нашего провинциального цирка выступает... Влааадимир Епифанцев! Специально для вас, прямо из диких джунглей радикального искусства! *На арену выносят большую стальную клетку, в которой сидит В.Епифанцев в медвежьей шкуре и с бейсбольной битой. Он издает громкий рык и бьет себя кулачищами в накачанную грудь -- публика провинциального цирка в полном восторге, дети хлопают в ладошки. Это все, конечно, шутки. Но местами оправданные - уж слишком много порой проливается свекольного сока с итак уже полностью пропитанного кроваво-красным экрана. Гипертрофированное трэш-насилие, призванное взрывать восприятие своей откровенностью - становится приевшимся циклом из глухих ударов и красных пятен. Также, порою приедается обилие голых тел на экране и самолюбование автора - все таки это средство которым не стоит злоупотреблять. Но это все мелочи, во всяком случае, это лучшее за весь фестиваль - отрывки из долгожданного нового фильма Е. и новая редакция старой урбанистической сказки о Тайде, который не к ночи упомянут, может навестить и вас. Вот уж настоящий Критский Бык - умеет на мощных рогах да прямо из моря-окияна поднять все нужные архетипы бессознательного. Странная спутанная смесь из аллюзий на Дэвида Линча и Кафку. Дезорганизованный и спутанный темпорально-событийный ряд а-ля Lost Highway. Эдакое разреженное пронизанное электрическими нитями немого напряжения пространство, застывшее в ожидании заслуженной жертвы. Странные внесмысловые существа-наблюдатели, с бессвязно очерченными контурами (их Епифанцев еще и мочит в сортире, видимо, забыв о том, что он не Бог). Но Линч - человек зрелый и образованный, все его архетипичные и эзотерические сюжеты разыгрываются по четким и продуманным схемам. И надо сказать, весьма и весьма религиозным. Каждый его сюжет, несмотря на свою внешнюю туманность, обладает совершенно четким смысловым скелетом и вполне выразительной идеей. Епифанцев же использует теже символы и архетипы. Использует талантливо и красиво, но довольно бездумно. Визуально заявленная иносказательность и "метафизика" должна оправдывать себя на уровне содержания, иначе оно - прах. Но, повторюсь, это самое талантливое и интересное за весь фестиваль, дышащее настоящей неподдельной и невымученной энергией. Надеюсь, что к выходу самого фильма, кубик-рубик символизма сложится в единственно правильную форму. И к слову об опасности магической игры замечу, что к тем, у кого он не складывается обычно приходит Hellraiser и прямая дорожка в адские пущи.

    Далее по списку, фильмы о Национал-Большевистсткой партии. "Да, Смерть" и иже с ними. На их показ в скромных стенах дома Ханжонкова собралось приличное количество представителей НБП. Скандировали вечное "Да, Смерть" и "Россия все, остальное - ничто!". Содержание и наполнение, как продолжение линии прошлогоднего нацбольского "Джеймса Бонда". Обрывки совещаний, акций, интервью и прочее прочее смешано, но не взболтано в большом "коктейле Молотова" имени красного октября и берлинских пивных. Честно говоря, фильм не понравился - смесь партийных хроник с фрагментами из райховских маршей и иммигрантской блатной песней от Дины Верни. Такая романтика припанкованых сверхчеловеков явно не по мне. Но, как справедливо заметил один товарищ - после недавнего абсурдного приговора нацболам любая критика НБП приравнивается к сосанию ГБшного члена. Своими нелогичными действиями власть заставляет уважать всех, кто с неподдельным огоньком приковывает себя к входу пушкинского кинотеатра или размахивает флагом из окон министерства. Но самое интересное происходило не в зале, а в предбаннике дома музея, где нацбольский поэт Соловей зачитывал свои стихи. Андерграунд в андерграунде, анархизм и нестяжательство в любом даже по-свойски организованном пространстве. Впечатления позитивные, пассионарии. Непреходящая слава вечной Империи.

    Вот я и очертил вялыми росчерками вороненого пера самые стремительные пороги фестивальных потоков Sтыка за 2004 год. Остальное пускай остается за глумливым кадром подпольных кинокамер. Кровь разбрызгана по экрану, а куски дымящегося мяса в геометрической последовательности развешаны по острым заборам современного искусства. Где и источают водостойкие радиоактивные миазмы непременной осознанности в вялое спокойствие гнетущей псевдо действительности. Все на своем месте.

    Победители фестиваля "Sтык" 2004: Гран при за максимальное воплощение принципов авангарда: программа "Фрагменты фильмов", автор Владимир Епифанцев Приз за высокохудожественный антиэстетизм: фильм "100=188", автор Александр Шапиро Приз за разоблачение псевдогуманизма: фильм "Бэби-бум", автор Дмитрий Булныгин Приз за лаконизм и емкость: фильм "День-ночь. Любовный вальс", автор Арто Ушан Специальный приз за активное противостояние реальности Олегу Мавроматти Специальный приз за упертость группе Радек Награда председателя жюри - приз им. Лени Рифеншталь: фильм "Да, смерть", автор: Алена Полунина.

    Специального упоминания жюри удостоилась программа Волгоградского Международного Фестиваля Аудиовизуальных Искусств "Видеология-2004"

    Автор: Veles
     

     НАЗАД


    События


    Наши партнеры


    Статистика

    • Обзоры : 9
    • Интервью : 5
    • Рецензии : 15
    Design: Rusha
    web-mastering: Sol Ater