WEB-ZINE

 DISTRO

 

НОВОСТИ  |  АНОНСЫ

  • Новости !!!
  •  
  • Анонсы
  •  
  • Обзоры
  •  
  • Интервью
  •  
  • Рецензии
  •  
  • Наши друзья
  •  
     

     ОБЗОРЫ


    Heilige Feuer V / 26-27 ноября / Москва, д/к "В Почете"

    Очередной год нашей жизни завершает оборот. Близится конец цикла, время алхимических Снежных Королев и неоязыческих Кощеев Бессмертных. Каждый год в преддверии этих событий в самой северной точке Бывшей Империи зажигался Священный Огонь. В самой центре зимы и смерти, он горел и коптил темное небо Петрограда ровно от заката до рассвета. Но, видимо, сказывается приближение к концу времен и даже подобный символизм претерпевает изменения. Нынешней осенью фестиваль был перенесен из мрачного Санкт-Петербурга в центр суетного столичного базара. Да и растянут под знаком количества на целых два дня. Что же значат такие перемены в своем метафизическом, глубинном истолковании? Но я, пожалуй, не Александр Гельевич чтобы заниматься спекуляциями на тему. Мне, в сущности, все равно.

    Новым местом проведения фестиваля был выбран клуб "В Почете". Довольно противоречивое и занятное место. Белоснежные скатерти на столах, костюмчики от армани на охранниках. Атмосфера гламурной арт-галереи. Но кроме сторублевого пива заливаемого в голодные рты, посетители зачастую заливают уши нойзом, а глаза - трэш-фильмами. И посетители эти далеки от классической поп-арт эстетики, знатные предводители адских легионов андерграунда "В Почете" почетные гости. В общем, реализованное на практике давнее взаимотяготение бизнес-ланча и панк-культуры.

    Если Священный Огонь зажигается, значит это кому-нибудь нужно. Но посетителей было меньше, чем скажем на третьем фестивале в городе Петербурге. Для начала пару слов о том, что же такое этот Heilige Feuer и на что же пришли поглазеть целых две сотни людей. Итак, велик и обширен репертуар шумового авангарда. Много в нем всего интересного и разного. Много также всего скучного и бездарного. Но суть одна - так или иначе, это попытка организовать некое неизведанное пространство. Пространство воображения, живущее по иным законам. И вот уже "потребитель" вырванный из контекста привычной ему системы координат, словно новорожденный червяк ползет по непонятной и новой ему канаве в еще более непонятное далеко. Конечно же, в полной темноте и неизвестности - компасов и фонариков обычно не выдают. Средства могут быть самыми разнообразными, начиная от звуков и образов, заканчивая концепциями и символами. Но в целом, можно определить две тенденции. Первая - самыми на первый взгляд немузыкальными средствами создается самая, что ни на есть музыка. Brian Eno, Maeror Tri или Bad Sector - это "индустриал" ценный сам по себе, своей собственной музыкальной ценностью. Другое - концептуальное искусство, которое, в сущности, музыкой уже не является (скорее уж "перфоманс" и "акция"). Каждый его элемент является отсылкой к определенным символам и концепциям, соответственно вне "поля актуальности" этих концепций, оно уже не искусство, а пустые манипуляции. Так вот, фестиваль Heilige Feuer специализируется именно на подобном концептуальном индастриале. Martial industrial, power electronics etc. И я, честно говоря, не очень понимаю тех "мэтров", что вот уже более десяти лет тупо эксплуатируют материал одного перфоманса. Они словно не понимают, что их деятельность, ранее вызывавшая резонанс давно вышла из упомянутого "поля актуальности".

    Первый день фестиваля начался с выступления группы Reutoff. Новая эстетика Реутовских шумовых пейзажей (впервые услышанная мною на "Новом Университете") производит сильнейшее впечатление. Впрочем, они и раньше выделывали довольно занятные пируэты, но именно их нынешняя стилистика (впервые услышанная мною на "Новом Университете") оставляет впечатление явного прозрения. Шумовой коллаж, внезапно взрывающийся ритмами, резко меняющими свой ход и столь же внезапно исчезающими. За всем этим нагромождением технических средств и искусственных звуков неминуемо ощущается нечто древнее, архитипичное. Наверное, именно оно и организует звуковой ряд, в котором каждый звук находится на своем месте. Лучшее за оба дня фестиваля.

    Следующими были Les Bruits Russe. Все-таки не могу удержаться, и не поиграть со значениями слов, переведя это название как "Синяки России". Но, на самом деле, это французская ипостась довольно известной команды "Шумы России". В определенном смысле они явились полной противоположностью Реутов. Насколько цельной и монолитной была музыка Реутов, настолько же фрагментарно разрозненным был материал Шумов России. Это их вечная проблема. Хотя быть может совсем и не проблема, а напротив большой плюс. Ведь в своем репертуаре "Шумы России" имеют нескольких действительно разных программ. Каждая - ориентированная на зрителя звуковая акция, эдакий fairy tale призванный вызвать живой интерес у капризных городских детишек. И музыка, и театр. Говорили, что программа у них обновленная, но сам я не заметил большой разницы со старой "станковой живописью". Все гремело, шуршало и пыхтело. Девушка издавала привычно-странные визги, а "фронтмен" с должным мастерством истероидного актерства рассказывал страшную урбанистическую сказку из серии "как починить холодильник". Дети у сцены внимали молча.

    Затем сквозь тьму и сигаретный дым к нам выполз коронованный король пивного нойза - Lina Baby Doll (Питер Андерсон). Честно признаться, мне никогда не нравился Deutsch Nepal, оставляя у меня впечатление грубой поделки неумелого ремесленника. Теперь же, глядя на мечущегося между пивной кружкой и сд-плеером Андерсона я испытал полнейшее разочарование. Наверное, оно может произвести впечатление на человека, который впервые видит и слышит нечто подобное. Но когда знаешь, что этот "мэтр" вот уже много лет совершает одни и те же несложные действия безо всякого намека на новизну и оригинальность, впечатление скалывается несколько иное. Все выражают свою ненависть к "системе" по-разному. Одни раз в год выходят из офиса, идут на футбол и крошат черепа себе подобным. Иные оказывается вместо футбола вылезают на сцену и до полного самоудовлетворения играются со своим нонконформизмом.

    Часовой перерыв на white noise от Project Hat (почему-то мне вспомнилось free Hat! из South Park'а) и, собственно, Grey Wolves.

    Группу "Серый Волк" (Grey Wolves) я ждал более всех остальных. Вот уж где действительно культурный экстремизм в всей красе своего комизма и гротеска. Каждая мелочь являет собой образчик - здесь вам и название взятое у террористической группировки (интересно, разрешения спросили?) и манифесты "cultural terrorist network" и волчья морда в перекрестье white power прицела увенчевающася обложки альбомов. Пожалуй, от выступления Grey Wolves я жаждал получить ощущений описанных в одном из фанатских писем - "мне хочется кричать, кончать и убивать одновременно". Но, увы и ах! Толи "Серый Волк" уже стар и немощен, и неспособен даже совратить Красную Шапочку, не говоря уже о том, чтобы откусить голову ее бабушке. Толи мне нехватает молодецкой антиэнергии. В общем, убивать мне никого не хотелось, и не помог даже культовый "Тецуо" поставленный видеорядом. Не было ни мощи Reutoff, ни причудливой эклектики Шумов. Была лишь некая невнятная атональность бьющая куда-то явно мимо цели. Действительно: если олень бежит, а волк стоит на месте и гавкает, он умрет от голода. Но самое интересное было в конце и оно в полной мере окупило всю предшествующую вялость и мутность. Выступление заканчивается блеском безумных глаз и многократно истеричной фразой "fuck you" визгом слетающей в зал. И там, в зале она находит себе сотню внимающих, преисполненных вожделенного мазохизма лиц. Вот она сила индустриального mind controla - выйди на сцену, скажи им fuck you и они будут радоваться, помочись им в рот, и они выпьют все до капли. Да, именно вы, дорогие мои зрители, пришли на фестиваль как любители изощренного андеграунда и тут вас втаптывают в дерьмо и приравнивают ко всей той скотской массе, которую так ненавидят Grey Wolves в своих террористических манифестах. Но вы этого даже не понимаете, а продолжаете тупо махать флажками подобно японским туристам в преддверии новой Хиросимы. Величие и торжество индустриального постмодерна! Что еще сказать? Fuck youself, baby, fuck yourself.

    День второй начинался с выступления звезды martial industrial - Альбина Юлиуса. Отмена Tribal Circle и замена на совместное шоу Юлиуса и Реутов. Альбин Юлиус человек известный, в первую очередь благодаря своему проекту Der Blutharcsh - духовная некрофилия и пляски на костях погребений Второй Мировой войны. Они - будто валяющийся на обочине дороги труп со следами покрышки там, где раньше было лицо. Если идешь и вдруг видишь такое, то совершенно необходимо подойти и рассмотреть в деталях, впитать в себя всю эссенцию разорванной ткани бытия. Ведь не просто так же он там валяется. Так, в сущности, и здесь - лицо некого живого человека, со следами покрышки упавшего на него грузовика с надписью "Империя - на утилизацию". Та же разорванная ткань бытия, та же знаковость и то содержание. Глубокое, но юродское. Все обвинения таких персонажей в фашизме, нацизме и экстремизме - абсолютная глупость. Ведь глядя на сцену совершенно ясно, что происходящее - суть цирковое шоу. Выступление Юлиуса и Реутов я, к сожалению, пропустил, но, судя по рассказам, оно вполне удалось.

    Между тем, Юлиус - человек талантливый и у себя в Австрии он явно находится на своем месте. То, что делают Ritual Front мне непонятно по всем статьям. Один мой знакомый аргументировал свою (совершенно оправданную) ненависть к Михалкову тем, что плагиатность "Севильский Цирюльник - Сибирский цирюльник" уже красноречиво описывает автора. Точно также Spiritual Front - Ritual Front наталкивает на мысль что в последнем смысла не больше чем в "Сибирском Цирюльнике". Далее, скажу банальность - в России не слишком уместны коричневые рубашки и свастики. Martial industrial - концептуальная музыка, наполненная отсылками к прошлому. Санкт-Петербург апеллирующий к прошлому Германии - явное противоречие. Подозреваю, что дело здесь в банальном "обезьянничестве" с западных авторитетов. Странно, но использовать некопаный кладезь советской тоталитарной эстетики пришло в голову одному только Лебедеву-Фронтову (Линия Масс). Впрочем, наверное, есть и другие, мне неизвестные. Конечно, ведь гораздо проще неумело копировать Der Blutharsch и Von Thonstahl. Сутулые плечи и затравленные взгляды в купе с пошлейшими текстами - зрелище жутковатое.

    Brighter Death Now, подобно буддийским монахам, завешали всю сцену ритуальными бумажками с пожеланиями. Но пожелания эти врядли понравились бы божествам. Хотя, конечно, до уровня финального жеста Grey Wolves им далеко. После это я, собственно, уехал.

    Итог: любите ли вы снафф, так же как люблю его я? Мешанина из отмершей плоти концептуальных ошметков масс-культуры, кости погребенных в братских могилах под Берлином и скальпы ненавистных "последних людей" - вот что наполняло помещение. Из костей мы сделаем каркас, кусками мяса покроем прорехи, скальпами украсим выступающие части. А потом всей этой конструкцией прикроем собственную голую задницу. И когда нам наконец станет тепло, хорошо и комфортно… Тогда, быть может, в переплетении вырванных жил и глазных яблок мы таки узрим истину. Хороший был фестиваль. Организаторам спасибо.

    Автор: Veles
     

     НАЗАД


    События


    Наши партнеры


    Статистика

    • Обзоры : 9
    • Интервью : 5
    • Рецензии : 15
    Design: Rusha
    web-mastering: Sol Ater